А. Погорельский - «Чёрная курица, или Подземные жители» (краткое содержание)




Выберите номер задания по учебнику:

170 171 172 173 174 175 3343
  В небольшом пансионе в Петербурге воспитывался мальчик Алёша. Родители его жили далеко. Они привезли сына в этот пансион, заплатили за несколько лет его обучения и уехали. С тех пор Алёша их не видел года два. Сначала он очень скучал по родным, особенно в выходные дни, когда все воспитанники уходили домой, и Алёша оставался один. Но постепенно он привык к своему положению. А так как он был умный и добрый мальчик, то и учитель, и товарищи его любили и ласкали.

  В те дни, когда Алёша оставался в пансионе один, его занятиями были чтение книг и прогулки во дворе, если позволяла погода. В старом заборе были дырочки от гвоздей. Мальчик выглядывал в них и ждал, что вот-вот появится волшебница или рыцарь на великолепном коне. Но проходили дни. Никто не появлялся.

  У учителя во дворе гуляли курочки. Алёша часто кормил их. У него были даже свои любимицы. Особенно он выделял одну курочку, чёрную с ярким красным гребешком. Она совсем не боялась его, брала корм с руки. Когда вечером курочки отправлялись спать, Чернушка не спешила покидать своего друга.

  Так проходили дни за днями. Однажды все ученики разъехались по домам. Учитель и учительша ждали в гости директора. Алёше было интересно посмотреть на него. Он представлял его рыцарем на большом коне и в доспехах, потому что торжественно и почтительно говорили о директоре учитель и его жена. В этот день стояла хорошая погода. Все в доме были заняты приготовлениями: мыли, чистили, готовили обед. На Алёшу никто не обращал внимания, и он попросил разрешения погулять во дворе.

  Как всегда куры окружили мальчика и стали есть принесённые им крошки. Черная курочка ласково похаживала у его ног. И тут Алёша заметил, что во двор вышла кухарка. Он не очень любил эту женщину, замечая, что она и есть причина исчезновения его курочек. Кухарка стала ловить курей, но они разбегались. Тогда она попросила Алёшу помочь ей, но тот убежал и спрятался. Вдруг он услышал крик. Ему показалось, что это голос любимой Чернушки. Алёше даже почудилось, что он слышит в её крике призыв о помощи.

  Мальчик бросился к кухарке так неожиданно, что та выпустила из рук Чернушку, которая тут же взлетела на забор. Она снова закудахтала, но теперь в её крике слышалось торжество, потому что курочка была свободна. У Алёши был империал, и он отдал его кухарке, чтобы она не убивала Чернушку. Вскоре стемнело, и мальчика позвали в дом. Он очень беспокоился о судьбе любимой курочки. Но приезд директора на время вытеснил все беспокойства.

  Директор был обычный человек небольшого роста, лысоватый. И Алёше было непонятно, почему ему оказывают столько почтения. За обедом он не рад был ни вкусной еде, ни сладким лакомствам. Поэтому отпросился погулять во двор. Так как все были заняты гостем, то мальчику позволили уйти. Он выбежал во двор, стал звать Чернушку. Но курочки нигде не было. Вернувшись в дом, он отправился в свою комнату и вскоре лег спать.

  Его разбудил шум разъезжающихся гостей. Учитель заглянул в комнату, проверил, что все в порядке, и ушёл к себе. Алёша лежал и думал о Чернушке. Вдруг ему показалось, что у соседней кровати шевелится простынь. Сначала мальчик испугался, что это вор, но, вспомнив, что учитель запер комнату на ключ, успокоился. И тут ему послышалось, что кто зовёт его по имени. Приподнявшись на постели, он увидел Чернушку. Та взлетела к нему на кровать. Алёша так обрадовался, что курочка жива.

  Чернушка заговорила с ним человеческим голосом, предлагая пойти с ней. Но Алёша засмеялся, сказав, что в темноте не сможет найти своё платье. Чернушка закудахтала, и в комнате появилось множество маленьких свечей в серебряных шандалах. Алёша быстро оделся. Вдвоём с Чернушкой они пошли в левую половину дома, где жили две старые голландки. Им было больше ста лет. Алёша слышал, что у старушек есть попугай и кошечка, которая подаёт лапку, если её попросить об этом. Он давно хотел посмотреть на них. И теперь очень обрадовался.

  Перед закрытой дверью Чернушка взмахнула крыльями, и та открылась. Алёша с интересом смотрел вокруг. Но курочка предупредила его строгим голосом, чтобы он ничего не трогал. Он пообещал, что будет осторожен. В комнате старушек он увидел попугая в клетке и кошку, которая сидела на стуле и умывалась. Мальчик подбежал к ней и стал просить лапку. Кошка громко замяукала. Проснулся попугай и стал кричать: «Дурак!» Старушки приподнялись на своих постелях. Чернушка бросилась вон из комнаты, Алёша за ней.

  Курочка стала упрекать мальчика в непослушании и сказала, что старушки разбудили рыцарей. Алёша не мог понять, очем она говорит. Потом они оправились дальше, шли по каким-то коридорам, переходам, лестницам. Наконец очутились в большой зале, в конце которой была дверь. Как только Чернушка и Алёша подошли к ней, двое рыцарей соскочили со стены и стали наступать на Чернушку. Она нахохлилась, растопырила крылья и стала огромной. Смело бросилась курочка на рыцарей. Завязался бой. Алёша от страха за любимую курочку потерял сознание.

  Когда утром он открыл глаза, то увидел, что лежит в своей кроватке. Не понимая, что было с ним ночью, Алёша оделся и спустился во двор. Но Чернушки там не было. Вечером, ложась спать, мальчик надеялся, что курочка появится под соседней кроватью, как и накануне. Так и случилось. Он очень обрадовался, что с ней всё в порядке. Но Чернушка сказала, что чуть не пострадала от его неосторожности. Она снова позвала мальчика с собой, строго-настрого наказав ничего не трогать в комнате старушек. Алёша пообещал, и они отправились в путь.

  Чернушка привела мальчика в какую-то залу, которая была ярко освещена. Она попросила его подождать, а сама куда-то пропала. Алёша разглядывал залу. Она была богата украшена: стены из мрамора, панели и двери из золота. В конце её под балдахином стояли золотые кресла. Вскоре в залу вошли люди. Они были пышно одеты. Но роста были маленького. Мальчик пытался заговорить с ними, узнать, кто они. Но никто не обращал на него внимания.

  Вдруг в залу вошли солдаты. Они встали в две шеренги. Все умолкли. Под торжественный марш в комнату вошел король. Он подозвал мальчика и стал благодарить за спасение жизни его главному министру. Алёша не мог понять, о каком министре идет речь, и тут увидел свою Чернушку. Только теперь это был маленький человек, одетый в чёрные одежды и малиновую шапку. Он ласково смотрел на мальчика.

  За столь похвальный поступок король решил наградить Алёшу. Тот пожелал первое, что пришло на ум: знать все уроки, даже не открывая книг. Король удивился, что такой храбрый мальчик был ленив. Но просьбу выполнил. Он подарил Алёше маленькое конопляное зёрнышко. Потом Чернушка показал мальчику, как живут подземные жители. Они побывали на охоте на крыс, чей мех очень нравится всем подданным короля и носить его могут только знатные особы.

  Министр рассказал, что живут они здесь много веков и попросил никому не говорить о том, что видел Алёша. Иначе поземные жители вынуждены будут покинуть эти места, и отправятся далеко-далеко, а сам министр пострадает. Алёша дал слово, что никто не узнает о событиях этой ночи. Глаза мальчика слипались от усталости, и вскоре он заснул.

  Проснувшись утром, Алёша не мог поверить, что всё, виденное им ночью, правда. Но в его кармане лежало конопляное зёрнышко. На следующий день должны были начаться занятия. Но он даже не сел за уроки. В понедельник мальчик со страхом ждал, когда его спросят. Ведь он не выучил ни одной строчки по истории.

  Когда он вышел отвечать, сердце у него сильно колотилось. Но только Алёша открыл рот, как слова полились сами собой. Он без ошибки, не запинаясь, проговорил всё заданное. Учитель стал его хвалить. Но мальчику было очень стыдно. Он понимал, что похвала им не заслужена, что отвечал он так хорошо благодаря конопляному зёрнышку.

  Все учителя удивлялись успехам Алёши. Он знал все уроки, без ошибок делал переводы. Вскоре о его способностях узнал весь город. Сам директор приезжал посмотреть на одарённого мальчика. И отовсюду на Алёшу сыпались похвалы. Он ещё какое-то время стыдился их. Но потом привык, самолюбие в нём росло с каждым днём всё больше. Прошло немного времени, и он уже не краснел, когда его хвалили. Он стал думать, что лучше всех остальных мальчиков, возгордился и свысока смотрел на своих товарищей.

  Нрав у Алёши сильно испортился. Раньше он был добрым мальчиком. Но теперь всё изменилось. Он стал гордым, высокомерным. Много шалил и никого не слушался. Однажды он так разбаловался, что учитель рассердился и задал ему выучить двадцать страниц печатного текста. Но Алёша даже и не думал садиться за учебники. Ведь конопляное зёрнышко было с ним.

  На следующий день учитель спросил Алёшу заданное. Тот смело вышел к доске… Но не смог произнести ни слова. С ужасом мальчик обнаружил, что карман пуст. Играя во дворе, он потерял подарок подземного короля. А учитель принял молчание за каприз, отвёл Алёшу в комнату и запретил выходить из неё до тех, пока все двадцать страниц не будут выучены.

  Мальчик расплакался от горя, стал звать Чернушку. Никто не ответил на его зов. Когда настало время обеда, Алёша так и не смог рассказать учителю урок. Он отвык от занятий и с трудом к вечеру выучил только две страницы. Учитель снова решил, что это каприз и сказал, что и завтра Алёша просидит в этой комнате на хлебе и воде.

  Когда все готовились ко сну, Алёша решил заговорить с одним мальчиком, потом с другим. Но никто не хотел с ним разговаривать, помня, как высокомерно он вёл себя с ними. А ночью к нему пришла Чернушка. Она сказала, что помнит об услуге, оказанной ей. Напомнила, каким добрым и послушным мальчиком был тогда Алёша. Он заплакал, а министр всё наставлял его. Наконец, он сказал, что король очень добр и возвращает потерянное зёрнышко. Прощаясь, он напомнил об обещании хранить в тайне существование подземных жителей и попросил Алёшу исправиться и снова стать хорошим мальчиком. Ведь это так сложно.

  Но Алёша, обрадованный, что зёрнышко снова у него, думал, что Чернушка не права. Он легко сможет исправиться. Стоит ему только захотеть. Утром учитель спросил его урок. И он без запинки рассказал все двадцать страниц. Но вместо похвалы услышал вопрос, почему же вечером он ничего не рассказал. Алёша, довольный произведённым эффектом, ответил, что вечером ничего не знал. Тогда учитель, рассердившись, захотел узнать, когда же Алёша успел выучить всё задание. Мальчик испугался и сказал, что выучил утром. Но рассерженные товарищи обвинили Алёшу во лжи. Ведь утром он даже не открывал книгу.

  Учитель приказал принести розги, чтобы наказать мальчика за обман. Испугавшись, Алёша заплакал и пообещал, что обязательно исправится. Дети пожалели Алёшу и тоже стали просить учителя отменить наказание розгами. Тот согласился, но потребовал, чтобы Алёша честно сказал, когда же он выучил урок. Напуганный близостью наказания, которому он никогда ранее не подвергался, мальчик стал говорить о спасении министра, о подземном короле и рыцарях.

  Но учитель рассердился ещё больше. Он не поверил ни единому слову и, решив, что Алёша снова лжёт, приказал его высечь. Ночью Алёша услышал, что кто-то зовёт его по имени. Это пришла Чернушка. Но не в образе курочки. Это был министр, которого мальчик видел в королевской зале. Он сказал, что пришёл проститься. Подземные жители вынуждены теперь покинуть эту страну и переселиться далеко-далеко. Алёша заплакал и стал просить прощения за свой поступок. Он ужаснулся, увидев, что руки министра скованы золотой цепью. Так Чернушку наказали за предательство Алёши.

  Министр ушёл, а Алёша на рассвете услышал странные звуки. Он лёг на пол и стал прислушиваться. Вскоре он различил скрип множества телег, плач детей и женщин стук копыт. А ещё он услышал крик министра, который прощался с ним навсегда.

  На следующее утро Алёшу нашли на полу без сознания. Приехавший доктор сказал, что у мальчика горячка. Прошло шесть недель. Алёша выздоровел. И всё, что произошло с ним до болезни, казалось ему тяжёлым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали о тех событиях. А самому Алёше было стыдно об этом говорить. Он старался во всем быть хорошим и послушным. И ему это удалось. Его снова все полюбили, так как он вновь был скромным и добрым мальчиком.